Как прививать детям экологическое воспитание
Ефанова Елена Александровна
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировозрение.
В наше время, как и на протежении многих веков, жизнь человека является неотъемлемой частью природы. Мир который окружал наших праотцов, приписовали ей человеческие действия и переживания, оживляли и одухотворяли её. Мне кажется что современному ребенку важно научиться осозновать, что природа мать – это колыбель всего живого на земле, важно раскрыть новое в знакомом и знакомое в новом, выявляя простейшие закономерности и связи. В результате своими действиями необходимо поддерживать в ребенке чувство общности и единения с природой, способствовать овладению в дошкольном гармоничными способами взаимодействия с нею.
Дошкольное детство – начальный этап становления человечоской личности. В этот период закладываются основы личностной культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей; к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Природа – неиссякаямый источник духовного обогощения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Воспитание экологической культуры – одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последтвия, экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду.
Чтобы процесс познания был увлекательным, занимательным и познавательным, я использовала на учебно-организованной деятельности по экологии устное народное творчество, как средство формирования экологических знаний.
Народные песенки, заклички, попевки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, приметы, народные игры – это первый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире, это ключ к познанию окружающей среды. Большиньство песенок, потешек, прибауток, закличек создавались в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры полные глубокой мудрости. Например, потешки: «Уж какая я ль мою коровушку люблю», «Пошел котик во лесок», «Сидить белка на тележке» и другие.
Красочный, выразительный образный язык пробуждает интерес детей, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме они легко запоминаются детьми. Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса через текст песен, полевок, потешек осознать увиденное и услышанное. Они пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому. Поэтическое описание природы помогает ребенку осмыслить жизненные наблюдения, обобщить впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше он накапливает знаний о природе, тем больше, ярче становится его воображение. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки предметов и явлений, которые раньше им не воспринимались.
С древних времен повелось на земле славить песнями приход снежной зимы, теплой весны, красного лета, урожай осени. Приглашали выглянуть красное солнышко,зазывали птиц, и дождь, чтобы он напоил землю. Складывались в народе пословицы, поговорки, загадки, припевки, приметы о временах года. И в наше время, знакомство с природной мудростью, помогает детям быстрее запомнить времена и месяцы года, явления живой и неживой природы.
Экологическое образование в детском саду начинается уже с ясельных групп. Например на учебно-организованной деятельности «Кто у бабушки живет?» воспитатель знакомит детей с домашними животными, их внешним видом, повадками, воспитывает заботливое отношение животным. Решение этих задач невозможно без предварительной работы по разучиванию народных потешек, песенок: «Петушок, петушок», «Курочка моя», «Два веселых гуся», «По ровненькой дорожке». Ласковые, напевные слова потешек помогают решить экологические цели, делают восприятие детей ярче, вызывают у них любознательность.
В садовых группах использование основных форм устного народного творчества, соединенное с живым восприятием природы, создает яркие представления у детей, развивает память, воспитывает интерес к наблюдениям. Знакомясь с поэтизированной природой, дети начинают понимать ее красоту, у них воспитывется не только эстетическоие, но и нравственные, гражданские чувства. При проведении учебно-организованной деятельности экологии «Путешествие в лес» использовала народные песни и попевки: «Солнышко», «Во сыром бору тропинка», «В темном лесе», «На зеленом лугу», «Уж ты сад»; народные игры: «У медведя во бору», «Две тетери»; потешки: «Чики, чики, кички», «Ножки, ножки, куда вы бежите», «Ты, рябинушка раскудрявая», «Закатилось красно солнышко».
На учебно-организованной деятельности «Зимующие птицы» используют потешки: «Сорока-белобока», «Сорока, сорока»; народные попевки и песни: «Синичка», «Гули, гули, гуленьки», «Скок, скок, поскок», «Воробей», «Ворон», «Летят сороки».
На учебно-организованной деятельности «Любите природу» использую народные песенки и попевки: «Дождик», «Радуга», «Во поле береза стояла»; заклички: «Дождик, дождик пуще», «Солнышко ведрышко»; потешки: «Как на лугу, лугу», «Травка-муравка», Через произведения устного народного творчества развиваю представления старших детейо жизни леса, о деревьях, растуших в лесу, расширяю их экологический кругозор при проведении инсценированной экскурсии в лес. Использую загадки о деревьях, народные мелодии: «Во поле береза стояла», «На калине белый цвет», «Поехали, поехали», «Закатилось красное солнышко», провела народную игру-хоровод «Деревья».
На учебно-организованной деятельности «У природы нет плохой погоды» знакомила детей с явлениями природы в разное время года с помощью пословиц и поговорок, например: «Зима завывает, да людей не пугает», «Лето для старанья, а зима – для гулянья», «В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет», «Первый гром весною – признак наступающего тепла»; народных песен и попевок: «Как по лугу, лугу», «Ласточка, ласточка», «Весна, весна красная».
Провела учебно-организованную деятельность «Правила поведения в природе», где мною были использованы народные загадки. На празднике «Берегите деревья» приобщаю детей к духовным ценностям народной культуры, воспитываю уважение к природе, любовь к растениям богатству земли.
Особенно много радости доставляяют детям народные игры. Народ создал множество игровых песенок, Сопровождая действия с малышом словами песенок, радующей его. Дети вслушиваются в звуки речи, улавливают ее ритм и понемногу проникают в их смысл. Это игры: «Гори, гори ясно», «Коршун и наседка», «Гуси-гуси», «Заинька», «Идет медведь», «Тень-тень-потитень» и другие.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтому начинать необходимо уже с первых шагов ребенка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности ребенка.
Делая вывод можно сказать, что в наш век унижения и уничтожения природы, надругательтсва над средой обитания нет важнее задачи, чем привить ребенку идею активного действенного добра по отношению к природе. Он должен понять, что для человека нет ничего зазорного в чувстве братства со всем живущим и растущим на Земле.