Рол дидактических игр в детском саду
Особое место в жизни ребенка занимает игра. В процессе игры ребенок развивается, растет, живет, действует, как окружающие его взрослые, а так же герои любых рассказов, сказок. В игре он может быть врачом, летчиком, строителем, инженером – если захочет. И это доставляет ему огромную радость. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт.
С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Первый элемент игры — дидактическая задача.
1) Ознакомление с окружающим, природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни;
2) Развитие речи, закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления.
3) Закреплением элементарных математических представлений (счет,пространственная ориентировка и т.д.).
4) Развитие знаний об окружающей действительности (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Второй элемент игры – правила игры. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности сдерживаться, управлять своим поведением.
Дети младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д.
Третий элемент игры: игровое действие. Это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;б) настольно-печатные;
в) словесные.
В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать.
Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.
В настольно-печатных играх с картинками, дети находят в предметах, нарисованных на картинках, сходство и различие, классифицируют предметы по группам (одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные и т. п.). Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.
Например, в игре «Найди соседей» В этой игре игровое действие — подбрасывание кубика и отыскивание «соседей». Подбросив кубик, ведущий создает у детей интерес к игре, сосредоточивает их внимание.Узнав число, дети стремятся быстрее отыскать «соседей» у себя в карточках, т. е. скорее выполнить поставленную перед ними задачу.
В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Разберем эту взаимосвязь на конкретной дидактической игре «Найди пару». Правило указывает: соединяться в пары нужно только с таким ребенком, у которого есть число, дающее вместе с твоим числом 6. Пары подбираются, например так: два и четыре, один и пять. Такая связь игрового действия с правилом игры создает у детей интерес и способствует успешному решению дидактической задачи — закрепление порядкового счета, воспитание внимания, самостоятельности, умственного развития.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» в этой игре должны формироваться положительные моральные качества такие как, бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если воспитатели будут прививать в процессе игр эти качества,— ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу.
Итог: Играя с детьми в дидактические игры дети моей группы научились быть одним коллективом,который целенаправленно выполняли действия,когда каждый участник и команда в целом объеденены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.С помощью дидактических игр мои дети приобрели новые знания общаясь с воспитателем со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями действиями в роли болельщиков, получили много новых для себя информации. И это очень важно для его развития.
Дидактические игры помогли мне в моей работе помочь ребенку сначало эмоционально,затем интелектуально освоить свою систему человеческих отношений,освоить действительность путем ее воспроизведения,и моделирования.
И я хочу свой доклад закончить словами великого педагога В.А. Сухомлинского,потому что в будущем я ставлю перед собой такую цель:
«Игра – это огромное светлое окно,через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».