ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ ИСКУССТВА САКОВ в символах независимого Казахстана
Государственные символы – есть неоспоримые свидетельства суверенитета и независимости Республики Казахстан, единства народа и власти. Основа современных символов заимствована из глубины сакской культуры и выражает идеи преемственности: небесно-голубой флаг украшен полосой казахского орнамента и изображением степного орла; ведущими элементами национального герба стали крылатые кони из древних мифов и шанырак; гармония гимна – возвышенного обращения к седой древности. Возникновение флага как государственного символа имеет давнюю историю. Первые рисунки людей с флагами встречаются на наскальных изображениях, обнаруженных на территории Казахстана, что свидетельствует о древних традициях использования символики в формировании свободолюбивого духа народа. Главным элементом государственного флага яв¬ляется его цвет.
Существует понятие о национальном цвете и колорите. Это цвет, который наиболее близок душе, природе и миропониманию каждого народа, который имеет глубокие исторические корни и традиции. Национальный цвет во многом свидетельствует о природе, сущности, характере данного народа. Цвет нашего флага – светло-голубой, воспринимается как единство земли и неба. Сочетание в государственном флаге голубого и золотого цветов символизирует небо и солнце, связь с древним казахским культом бога неба. Солнце – источник жизни и энергии. По закону геральдике силуэт солнца является символом богатства. Поэтому при внимательном рассмотрении лучи солнца на нашем флаге одновременно имеют форму зерна – основы изобилия и благополучия. Не случаен и силуэт орла на флаге. Для казахов это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Изображения орла в искусстве древних саков встречаются чаще всего.
При раскопках могильника Тасмола была найдена небольшая фигурная пряжка из маральего рога, напоминающая по очертаниям стилизованную голову фантастического орла. В сакской культуре степной орел зачастую выступал в образе тотемного предка того или иного рода или племени. Элементом, придающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная его древку полоса, состоящая из национального орнамента «қошқар мүйіз – бараньи рога». Это глубоко символично.
Во-первых, если убрать национальный орнамент, остаются солнце и парящий орел. Поскольку они не имеют национального признака, то невозможно выделить флаг Казахстана среди других флагов.
Во-вторых, орнамент является одним из крупных достижений прикладного искусства казахов. По мнению специалистов, в нем наиболее ярко проявляются эстетические каноны восприятия мира и красоты. Орнамент в нашем флаге придает ему национальный колорит.
Элементы стилизованного орнамента, использованного во времена саков, запечатлены на древних памятниках и тамгах. Стилизированный орнамент «мүйіз» со времен саков, не изменившись по сути, проник сквозь века от наших предков к нам. Более 200 видов орнамента донёс народ до сегодняшнего дня. Отсюда нетрудно увидеть премственность идей сакского искусства. Г.Н.Потанин в начале XX в. писал: «Казахский орнамент проникает во все щели домашней обстановки, в юрте …нет ни одного клока войлока, ни одного кусочка кожи, ни одного верика деревянной поверхности без орнамента. Даже войлоки, покрывающие свод юрты, несут на себе орнамент. Гений трудолюбивой казашки превратил юрту в картинную галерею, точнее сказать, в выставку орнаментов». В настоящее время необходимо научно пересмотреть простые знаковые образы и провести семантический анализ сакских таңба.
Мотивы древних таңба (русск. – тамга, знак) присутствуют в современном гербе Казахстана. Впервые понятие «таңба» употреблялось в древнем Тюркском каганате (551-630 гг.). Махмуд Кашгарский отмечает, что «таңба» – это «особые знаки властителей страны». Отметим, что родовые знаки казахов были на протяжении всей истории, сохранились и дошли до наших дней. В гербе должны находить отражение история, традиции, дух каждого народа, раскрываться его философское содержание. Геометрической формой герба является круг, который, как самый близкий совершенству шара элемент, особо ценился у древних кочевников.
Шаңырақ – основной элемент герба, символ семейного благополучия, мира, спокойствия. У казахов есть высказывание: «Шаңырағың биік, керегең кең, босаған берік болсын». Именно это мирное пожелание положено в основу нашего герба. Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны – тулпары. Силуэт скакунов на языке геральдистов имеет глубокий содержательный смысл, и означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. «Золотой человек», «Золотая диадема», найденные при археологических раскопках сакских курганов на территории Казахстана, приведшие к восторгу и удивлению ученых и специалистов, свидетельствуют о наличии высокой культуры саков. В них широко представлена тематика, изображение тулпаров. Прототипом тулпаров, изображенных на гербе, является пара золотых крылатых коней с рогами горного козла, украшавшая шапку золотого человека из иссыкского кургана.
В развитии цивилизации кочевников не последняя роль отводилась лошади. Лошадь играла важную роль в защите страны от иноземных захватчиков. Мирный характер, выносливость, трудолюбие, преданность человеку говорили в пользу нахождения силуэта золотокрылого скакуна в гербе нашей страны. Мифопоэтическим сознанием выработана система бинарных противоположностей, отражающих полярные понятия и явления. Это выражено в построении центральной эмблемы: левый и правый кони, синкретические животные («коне-птице-козлы»); две пары «золотых стрел» и две пары «золотых крыльев». На круто изогнутой шее высоко поднята голова, передние ноги подогнуты под туловище. Скупыми, но выразительными линями очерчен рот, ноздри, глаза и надбровные дуги, выпукло оконтурены скулы. Голову венчают большие козлиные рога с годовыми кольцами, а уши наклонены вперед. Кони крылатые, от лопаток отходят большие птичьи крылья. Острые концы крыльев загнуты, параллельными вдавленными линиями изображены мелкие перья, основы крыла и маховые перья. По всей поверхности нижней половины головного убора симметрично располагались зооморфные бляхи и фигурные пластины. Золотые крылья скакунов на гербе напоминают также снопы зерна, золотых колосьев – признак труда, изобилия, материального благополучия.
Единство семи последовательно растущих вверх звеньев на рогах тулпаров символизирует тесную нерушимую связь с предками, напоминает нам о том, что забвение или незнание семи предков – признак безродства. «Жеті атасын білмеген, жетімдіктің белгісі» – говорит казахская мудрость. Вместе с тем не исключаем и других интерпретаций значимого для казахов числа семь: олицетворения семи ярусов неба; возможно, единства семи источников энергии и другие. Весьма важно отметить цветовую гамму герба. Золотистый цвет соответствует светлому, ясному будущему наших народов, и голубой – олицетворяет наше стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты. Преимущественно эти цвета древние сакские мастера использовали в своих изделиях. Кроме вышеупомянутого образа мифического коня, в искусстве саков были весьма популярны изображения барсов, в большинстве случаев крылатых.
Именно крылатый барс – творение древних сакских мастеров – стал символом Казахстана. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана «Казахстан – 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» выразил уверенность, что Казахстан станет Центральноазиатским Барсом, и будет служить примером для других развивающихся стран. Образ «крылатого барса» один из ключевых в искусстве древних саков. В Иссыкском кургане были найдены бляхи в виде барсов с зубчатыми пластинами, изображающими горы (две). Изображение снежного барса и схематизированный мотив горных вершин составляют в композиционном отношении единое целое. Поза говорит о состоянии ярости в момент, когда спокойно взбирающийся по склону барс был приведен внезапной и близкой опасностью в состояние мгновенной атаки – настолько быстрой, что он не успел еще повернуться всем телом, а развернул лишь для защиты и нападения передние лапы и голову. Барс стоит на одной задней лапе, туловище животного перекручено в средней части и поставлено вертикально, торс противоестественно вывернут назад и передние лапы угрожающе подняты вверх. Шея вытянута, пасть оскалена, нос сморщен; округлое ухо прижато, глаза и скулы обозначены выемом. Лопатка передней ноги подчеркнута выступом, на загривке клювовидный отросток имитирует крыло. На туловище показаны ребра, бедро задней ноги подчеркнуто двойной линией. Длинный опущенный вниз хвост хищника на конце загнут в кольцо. Неслучайно наша страна ассоциируется с этим гордым и благородным животным.
Глава государства в Стратегии «Казахстан – 2030» представил будущий облик Казахстана в образе барса: «…его отличительными чертами станут элитарность, независимость, ум, мужество, благородность и храбрость. В то же время казахстанский барс будет обладать западной элегантностью, помноженной на передовой уровень развития, восточной мудростью и выносливостью». Преемственность идей от сакской культуры к современности воплощена в Монументе независимости, установленном в центре Алматы. Центром композиции является вертикальная стела, высотой 28 метров, напоминающая мангышлакские кулпытасы. Она завершается скульптурой «Золотого человека» высотой 6 метров – правителя, который стоя управляет крылатым барсом и символизирует твёрдую государственную власть на земле казахов. Образ воссоздан на основе изучения археологических находок в кургане Иссык близ Алматы. Стиль одежды, золотые украшения на ней являются шедеврами мирового искусства. Преемственность идеалов независимости воплощена в десяти рельефных скульптурных стенках: на первом изображена царица массагетских саков Томирис на колеснице в момент победы над войском Кира.
Здесь использованы украшения, одеяния и другие атрибуты сакской культуры, дошедшие до нас по результатам археологических раскопок; на втором изображен ученый аль-Фараби, рядом с ним историк Мухамед-Хайдар Дулати. Ниже Коркыт-ата с кобызом, и отражена легенда о происхождении тюрских народов от небесного волка; третий посвящен образованию Казахского ханства в XV веке, и его основатели ханы: Аз-Жанибек и Керей; на четвертом отражен самый трагичный период в истории казахов – 1723 год – год «великого бедствия». Печальная песня «Елимай» о том времени поется и по сей день; на пятом изображен победный поединок молодого Абылай хана с калмыкским нойоном Шарышем, символизирующий единение казахов на защиту отечества; шестой отражает взаимоотношения России и Казахстана, через дружбу великих людей – Ф.М.Достоевского, Ч.Ч.Валиханова, Т.Г.Шевченко. Также изображены Абай и Биржан; седьмой посвящен восстаниям против режима насилия и угнетения в Казахстане. Его символизирует отражение в рельефе Султана Садыка, сына Кенесары; на восьмом отражены репрессии, расстрелы и война 1941-1945 годов. Изображены фигуры Панфилова и Бауыржана Момышулы, Алии Молдагуловой. За решёткой цвет нации: Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев; девятый – посвящен декабрьским событиям 1986 года, выступление молодежи с политическими и гражданскими требованиями; на десятом – изображено провозглашение независимости Казахстана, клятва первого Президента Казахстана Н.А.Назарбаева.
На наклонных плоскостях шести гранитных блоков высечены образцы петроглифов и памятников древнетюркской письменности, встречающихся на проторах нашей страны. У казахов испокон веков есть обычай к национальным святыням прикасаться рукой. Учитывая этот ритуал, у подножья стелы размещена раскрытая книга со следом ладони, с левой стороны на книге – древнетюркская надпись (на казахском, русском и английском языках): «Сеч авын» – «Выбери и блаженствуй!». Народный писатель Абдижамиль Нурпеисов так описал это архитектурное творение: «Главная площадь Алматы увенчалась величественным символом национальной свободы и независимости, а на устремленной ввысь гранитной стеле, на орлиной высоте вознесся молодой витязь, у ног которого несется вскачь некогда грозный, а ныне покорный и послушный, крылатый мифический барс. Не кажется нам разве в этот миг, что дух наших предков явился из глубины веков, не иначе как в облике золотого человека-витязя, как бы предвещая саму грядущую судьбу нашего народа …». Рассмотренный выше образ использован и в штандарте Главы государства, представляющего собой прямоугольник с золотистым кругом в центре, в который вписана фигура юного вождя эпохи саков с поднятой правой рукой, восседающего на крылатом барсе.
Примечательно, что в проекте нового центра левобережья Астаны видится динамичная ось, которая определяла вектор движения подобно летящей стреле. Вдоль этой «стрелы» располагаются улицы и объекты столицы, воплощающие архитектурные особенности, как Европы, так и Азии. В середине «древка» находится уникальный архитектурный объект – «древо жизни» Байтерек. «Наконечник» символической стрелы – это знаменитое архитектурное творение Нормана Фостера – Дворец Мира и Согласия, пирамида, олицетворяющая гармонию и созидательные законы природы. Наконец, венчает ось величественный архитектурно-скульптурный комплекс «Қазақ Елi», олицетворение символа Независимости и преемственности идей – от сако-скифского периода до современности. Высота монумента – 91 метр – напоминает о 1991 годе, когда Казахстан стал независимым государством. Образ священной птицы Самрук, установленный на вершине стелы, демонстрирует стремление народа, на протяжении многих веков, к свободе и процветанию, и дальнейшему развитию. Древние наброски птицы Самрук, найденные в Центральной Азии и Сибири, характерны только сакскому стилю. Такие грифоны, созданные из смешанных элементов зверей и птиц – фантастически рожденные птицы. Сакские мастера на голову грифона помещали большие уши, рога горного козла, оленя. В их стиле композиции грифонов часто изображались для украшения принадлежностей для лошадей. Вылитая по образцу из бронзы фигура грифа выполнена с распростертыми крыльями. Такие украшения, обрамленные золотом и бронзой, использовались для украшения изделий и одежды. Созданные на основе мифов грифы отличаются крылатостью или горбатостью. Комплекс дополнен четырьмя бронзовыми рельефными композициями: «Первый Президент и народ Казахстана», «Мужество», «Созидание», «Буду¬¬щее». Сюжетом каждого из рельефов были избраны основные нравственные приоритеты и ключевые вехи истории казахской государственности. В их содержании пластическое выражение философии, идеалов прошлого и современности, которые посредством условно-символического языка акцентируют внимание на опорных моментах исторической судьбы казахского народа.
Монумент «Қазақ Елi» – дань глубокого уважения к нашему народу, на протяжении веков боровшемуся за независимость. В нем мы видим символы неразрывной преемственности героического прошлого, динамичного настоящего и светлого будущего Казахстана. Преемственность культуры и искусства саков, их мировоззрения символизирует композиционное строение – «Байтерек», которое выражает космогонические представления древних кочевников. Байтерек сегодня является визитной карточкой Астаны. По преданиям древних кочевников, на стыке миров протекает Мировая река, на берегу которой возвышается Древо жизни – Байтерек, корнями удерживающее землю, а кроной подпирающее небо. Мировое древо жизни – космологическая концепция, выраженная в декоре сакского облачения Иссыкского кургана.
Однако в композицию введены и наглядные символы этого образа – золотые деревья с четырьмя ветвями, фигурки козлов, стоящих на Мировых горах, птицы. Вариант образа Мирового дерева – Древо жизни, родовое, позднее генеалогическое, метафорически отождествлялось с прорастанием, оплодотворением. Образом Древа жизни навеяны формы сако-усуньских курильниц, различных наверший, сарматских диадем, с учетом его составлены скифские композиции на ритуальной посуде.
Описания Древа жизни, существовавшие и в зооморфных знаках, всегда взаимосвязаны, что иллюстрируют различные тексты. Его можно встретить и в сказаниях, эпосах, к примеру «Ер-Төстік». Таким образом, казахская степь сохранила богатое историческое наследие древних саков. Не исследовав историю саков нельзя понять настоящее и представить будущее. Все эти сюжеты и образы: степные орлы, фантастические тулпары и грифоны, изящные барсы, «древо жизни» с птицами на нём и многие другие веками продолжали вдохновлять сакских мастеровхудожников, и нашли воплощение в государственных символах современного Независимого Казахстана, не оставляя нас равнодушными к истории, настоящему и будущему страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. – Алма-Ата, Жалын, 1979. – 252 с.
2. Нарымбаева А.К. Туран – колыбель древних цивилизаций. Научное издание – Алматы,2009. – 688 с.
3. Евразийский народ САКИ / Пособие для учащихся, абитуриентов и студентов. Алматы: «Болашақ балапандары», 2006 – 248 c.
4. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстан – Алматы: «Білім», 1998. – 240 с.
5. Валиханов Ш. Рождение Монумента Независимости // Столичное обозрение. – 1998. – 6 ноября. – С. 4.
Арынов Жумакан Маканович
кандидат исторических наук, старший
преподаватель кафедры истории
Казахстана
КазНУ имени Аль-Фараби