Статья Что важно знать учителю физической культуры?
Что важно знать учителю физической культуры?
Физкультура отличается от остальных предметов: местом проведения, формой одежды, уровнем физической нагрузки. Предмет имеет высокое воспитательное значение, поскольку призван сформировать правильное отношение к здоровью. При этом во многих школах возникают существенные проблемы с преподаванием физической культуры: низкая квалификация педагогов, недостаточное материально-техническое оснащение. Я бы дала советы молодым преподавателям и перечисляю важные аспекты, на которые нужно обратить внимание — особенно в начале учебного года.
Что нужно проверить, подготовить и знать Нормативно-правовая база. Правила организации урока физической культуры, законы «Об образовании» и «Об охране труда», СанПиН, локальные акты школы и другие регламенты. В спортзале обязательно должны быть представлены паспорт помещения, инструкция по пожарной безопасности, инструкции по охране труда при проведении различных видов активностей. Рабочая программа. Педагог не имеет права приступить к процессу обучения без рабочей программы, ее необходимо прописать и утвердить до начала учебного года. В рабочей программе прописываются сетка часов, темы уроков. Для каждого занятия нужно подготовить план-конспект с датой, номером занятия и темой, отразить в нем основную и промежуточную задачи, пути их достижения, методические решения, нормы. Четкая формулировка задачи обеспечивает эффективное построение рабочего процесса. Каждый урок должен быть логичным продолжением предыдущего. Обычный урок по своей структуре делится на подготовительную часть, основную и заключительную. Сведения по здоровью учеников. Чтобы избегать травматизма, добиваться высоких результатов и охранять здоровье учеников, необходимо проводить мониторинги, отслеживать динамику развития детей и учитывать болезни. Определить состояние учеников перед началом учебного года можно только тестированием, включающим задания на скорость, выносливость, силовые качества и гибкость. Такой мониторинг нужно проводить также в середине учебного года и в конце. Что касается освобождений по болезням, то существуют конкретные сроки, обозначенные физиологами. Например, на восстановление после респираторного заболевания ребенку дается 1-3 недели, после гриппа — 2-3 недели, после пневмонии — 1-2 месяца, после сотрясения мозга — 2-3 месяца. Все это время ребенку необходимо наблюдение. Меры по предотвращению опасных ситуаций. Перед преподавателем физкультуры стоит непростая задача проконтролировать действия каждого ученика и по одному только его виду (мимике, жестам) понять, насколько ребенок готов к нагрузкам и взаимодействию со снарядами, что от него можно ожидать. Для профилактики спортивного травматизма необходимо обучить детей предвидеть опасные ситуации, вовремя из них выходить, заканчивать упражнения без вреда для здоровья. Ученики должны быть готовы помочь своему однокласснику в случае неудачного выполнения упражнения. Отдельная тема: установка оборудования учениками. Эти работы должны проходить непременно под контролем преподавателя. Следует объяснить каждому ученику, какие травмы от какого снаряда он может получить. Преподаватель физкультуры должен четко знать, что делать в случае перелома, растяжения, а также ранения, обморожения, теплового или солнечного удара. Необходимые навыки: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, наложение шины, фиксация конечности повязкой. Непредвиденные ситуации — частое явление на занятиях по физической культуре. Важно не паниковать и вовремя обращаться к медицинским работникам за точным диагнозом и квалифицированным лечением. Саморазвитие педагога — вот залог успеха. Познавательная активность и деятельностная активность на физкультуре должны приносить ученикам удовольствие.
Заинтересовать ученика также помогают простые приемы: музыка (повышает темп работы, задает позитивный настрой), вдохновляющие истории спортсменов (увлекают детей темой спорта, побуждают заниматься физической активностью вне школы, записываться в секции), показательные уроки (ведут учеников к высоким результатам).