Урок по математике 1 класс по теме «Обратные задачи. Составление обратных задач»

Трофимова Алла Аликовна — учитель начальных классов школы-гимназии №30 для одарённых детей с обучением на трёх языках
г. Атырау

Предмет: Математика 1 класс
Раздел 3С – Равенства и неравенства. Уравнения.
Тема: Обратные задачи. Составление обратных задач.
Цели обучения: 1.5.1.3 ** анализировать и решать задачи на нахождение суммы и остатка; составлять и решать обратные задачи
1.5.1.3 ** анализировать и решать задачи на нахождение суммы и остатка; составлять и решать обратные задачи
Все учащиеся смогут:
решать обратные задачи;
Большинство учащихся смогут:
выполнять краткую запись, составлять схемы к задачам;
Некоторые учащиеся смогут:
Определять действие решения обратных задач, записывать полный ответ.

Цель урока: знакомство с новым математическим понятием обратные задачи; сформировать умение решать и составлять обратные задачи по краткой записи и схеме, различать виды задач и способы их решения. Закрепить знания состава числа 10, компонентов сложения, вычитания; совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров на сложение и вычитание в пределах 100.

Ход урока
I. Актуализация знаний.
Устный счёт.
Задание №1
— Считаем по порядку от 1 до 10 и обратно.
— Назовите соседей числа 9, 7, 3.
— Молодцы! Теперь мы поиграем.
Задание №2 Игра «Где чей причал?».

Задание №3 Игра «Определи маршрут самолета»

10 – 7 + 2
3 + 6 — 7

3 5 7 9 10 2 8 1
II. Минутка чистописания.
— Откройте свои тетради, отступите 4 клетки вниз, на пятой запишите число, классная работа.
В руки ручки мы берём,
Числа мы писать начнём…
Пропишите числа: 1 2 1 2
Проверьте положение тетради и свою осанку.
III. Работа над темой урока.
Сообщение темы и цели урока.
Расположи ответы в порядке возрастания и прочитай слово:
4 – 2 + 3 = Ч
6 – 4 + 1 = Д
5 + 3 – 4 = А
3 + 4 – 1 = А
7 + 1 – 6 = А
8 + 0 – 7 = З
— Какое слово получилось? ….
Повторение и обобщение изученного.
— Из каких частей состоит задача?….
— Назовите структуру задачи.
Работа по учебнику
— Откройте учебники на стр.. 66, прочитайте тему урока. …..
— Как вы думаете, над чем мы будем работать? Чему научимся?
IV. Объяснение нового материала
-Сегодня мы познакомимся с новым видом задач-обратная задача. Что же такое обратная задача?…Как вы понимаете слово «Обратная»? Подумайте….
Просмотрите видео.
https://www.youtube.com/watch?v=OZFwJt5EVeA – видеобъяснение
http://www.myshared.ru/slide/617641/ — презентация
Обратная задача составляется по принципу «наоборот»-то что было известным -становится неизвестным, а то что было неизвестным -становится известным.
V. Работа по учебнику.
Решение задач
Решим задачу на стр. 66

Задача
Красных тюльпанов- 7 л.
Жёлтых тюльпанов – 10 л. ? л. (+)
Решение:
10+7=17(л)
Ответ: Дамир посадит 17луковиц тюльпанов.
— Что мы находили в данной задаче? (Целое)
— Как найти целое? Вспомни правило.
— Каким действием находили?
б) — Прочитайте вторую задачу. О чем говорится в задаче?
– О чём задача?
– Назовите вопрос задачи.
— Что в задаче известно?
_- Что можно сделать неизвестным? (Жёлтые тюльпаны)
— Жёлтые тюльпаны – это часть или целое? (Часть)
– Каким действием следует решать задачу? (-)
— Как найти часть от целого? Вспомни правило.
– Почему?
Красных тюльпанов- 7л.
Жёлтых тюльпанов- ?л. 17 л. ( — )
Решение:
17-7=10(л)
Ответ: Дамир посадит 10 луковиц жёлтых тюльпанов.
— Чем вторая задача отличается от первой?
В) –Прочитайте третью задачу
Красных тюльпанов-?л.
Жёлтых тюльпанов-10л. 17 л.
— Подумай! Объясни сам.
— Что находим?
Решение:
17-10=7(л)
Ответ: Дамир посадит 7 луковиц красных тюльпанов.
Вывод:
При выполнении этих задач, обратите вынимание, каким действием мы решали первую задачу?……
А обратные задачи каким действием выполнялись?….
Что происходило с вопросом?…
Значит, чем похожи эти задачи? (Темой и числовыми данными.)
Запомните,
1 – я задача – это прямая задача.
2 и 3 –я задачи — обратные
Поисковая задачка. Работа со схемами. Подумай и реши.
— Приступим к решению задач. Посмотрите на стр.67. Для решения задач можно использовать схемы:
— Найдите схему к прямой задаче. Как узнали?
— Найдите схемы к обратным задачам. Как узнали?
Учащиеся читают тексты задач.
-Связаны ли задачи между собой?
( Они объединены одной темой, содержат одинаковые числовые значения.)
Опираясь на схемы и содержание задач, дети смогут сделать вывод о том, что задача под буквой “Б” является прямой, а задачи под буквами “А” и “В” являются обратными.
VI.Физминутка «Наоборот»
Я буду говорить одно, а вы выполнять другое-наоборот.
Поднимите правую руку вверх. (Дети выполняют наоборот-поднимают левую руку вверх)
Топнуть левой ногой (Дети топают правой ногой)
Встаньте ровно. (Дети садятся)
Сядьте за парты. (Дети встают)
Поднимите голову вверху. (Дети опускают голову вниз)
Задания могут быть разными, на усмотрение учителя.
VII. Закрепление.
Работа над задачами стр. 68.
Сравни задачи. Чем они похожи и чем отличаются?
а) — Прочитайте первую задачу. О чем говорится в задаче?
— Какие опорные слова мы запишем для краткой записи задачи?
– Запишите решение.
– Ответьте на поставленный вопрос.
Математика – 10 мин.
Рисование – 30 мин. ? мин.
Решение:

Ответ: всего Дина занималась ___минут.
— Мы ответили на вопрос задачи? (Да)

Составляем обратные задачи к первой задаче. Дополни её данными.
Математика- 10 мин.
Рисование-
Решение:

Ответ: Дина занималась рисованием____минут.

Математика-
Рисование- 30 мин.
Решение:

Ответ: Дина занималась математикой ____минут.
— Нарисуем схему в тетради.
— Как составить схему к этой задаче? (дети чертят в тетради)
— Каким выражением можно записать решение?
— Найдите значение данного выражения.
— Запишите решение в тетрадь.
— Чего не хватает для завершения работы? (ответа) Составляем и записываем ответ.
— Можно ли сказать, что составляя обратную задачу, мы проверили решение первой?
Являются ли эти задачи обратными?

— Что вы можете сказать о решениях этих задач?
— Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что, вы о них можете сказать? (Они похожи.)
— Что одинаково? (Данные, числа.)
— Чем отличаются?
— Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа.)
— Чем отличаются? Действиями: 1) +; 2) -; 3) -.
— Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные.)
VIII. Повторение пройденного.
Вычисли:
19 – 2 — 3 14 + 3 — 2 80 – 70-8
9 – 5 + 4 15 – 5+ 4 70– 50-5
Проверка. Обратная связь.
IX. Подведение итога
-Как называлась тема урока?
-С каким видом задач познакомились?
-Что такое обратные задачи?
X. Домашнее задание
Стр. 69 «Реши»
XI. Рефлексия деятельности
Я узнал … Я научился … Я понял … Я смог ….
Самым трудным было …

– Расскажите дома, что интересного вы узнали на уроке.
Список литературы:
1. Математика: Учебник для 1-го класса общеобразовательной школы: в 2-х частях /Г. Ш. Жакупова, Н. В. Орехова, Н. В. Лебедева и др. — Часть 2. — Астана:АОО “Назарбаев Интеллектуальные школы”, 2016, 66 с.

2. https://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/rieshieniieobratnykhzadach
3. https://www.youtube.com/watch?v=OZFwJt5EVeA
4. https://belikebee.ru/fertilizer/prisnilis-tyulpany-zheltye-tyulpany-tolkovanie-sonnika.html
5. http://imgpng.ru/download/9004

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *