Тема: Где и как возникали поселения людей?
Познание мира 3 класс Урок: 27
Тема: Где и как возникали поселения людей?
Цели обучения: 3.2.3.1 анализировать расселение людей в зависимости от природных условий (рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты).
Критерии успеха:
– знать, как природные условия влияют на расселение людей;
– знать, какие места для поселений выбирали люди;
– анализировать по карте, как расселялись люди на территории Казахстана
Ход урока:
1. Запланированная деятельность на уроке
Подумай над вопросами: – Где раньше поселились люди – на юге или севере нашей страны? – Почему люди выбирали для поселения места с богатой растительностью и с большим количеством животных? Обоснуй свои ответы.
2. Это интересно : Пройди по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=myASh5VjN1I
3. Открой учебник. Стр.70
-Конечно, возле источников воды. Вода – одно из главных природных богатств. От нее зависит жизнь целых народов. Не случайно с давних пор люди селились по берегам крупных и малых рек, озер и морей. Воду называют живой кровью, которая создает жизнь там, где ее не было.
Целеполагание.
-Первые люди появились в Африке. Потом за многие тысячелетия они расселились по всей Земле.
Останки древних людей ученые находят и в Евразии, и на территории других материков.
А теперь давай посмотрим, где и как селился человек на территории нашей страны, как возникали и развивались поселения, как появились их названия. Учебник с 71 прочитать.
Осмысление.
-Сегодня ты узнаешь, где на территории нашей страны
селились люди, как повлияли на их расселение рельеф, климат, растительный и животный мир, водные объекты.
Начнем с водных источников.
4. Задание. Работаем с картой.
Найди города , названия которых связаны с наименованиями рек ( озёр, морей) или словом «су».
Ответы учащихся.
Вспомни , как переводятся на казахский язык слова « гора », « холм ». Найди на карте города и селения, в названиях которых встречаются эти слова.
-Большую роль в жизни людей играет климат – многолетний режим погоды в данной местности.
5. Подумай над вопросом:
– Почему люди выбирали для поселения места с богатой растительностью и с большим количеством животных?
6. Обоснуй свои ответы.
-Выдели карандашом территории поселения людей на карте
Дескрипторы:
— указывает на карте территории поселения людей
7. Работа в тетради
Выполнить задание: «В древности самые первые люди поселились на юге страны – на склонах гор Каратау. Напиши несколько причин этого».
8. Закончите 3 высказывания:
Река-источник жизни, поэтому….
Человек издавна селился возле гор, поэтому и сейчас….
На юге в древности проходил Великий Шелковый путь, поэтому…
9. Домашнее задание:
Используя ресурсы интернета или дополнительную литературу , узнай:
— что означает название села или города , где ты живёшь
— как и почему возник этот населённый пункт
-какие природные условия повлияли на его появление.
10. Итог урока:
(ФО) Прием «Три смайлика».
Отправить смайлик, соответствующий настроению учащегося.