Маленькие исследователи
Абенова Асем Оразбекқызы
Цели: формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов; развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес.
Задачи:
Образовательные: — способствовать накоплению у детей представлений о некоторых свойствах воды, воздуха;
Развивающие: — развивать любознательность, умение делать выводы;
Воспитательные: — воспитывать бережное отношение к воздуху;
Программное содержание:
1.Расширить представления детей о некоторых свойствах воды: ( вода льётся, жидкая, проливается, можно переливать, бывает холодная – тёплая, можно окрашивать и менять вкусовые качества).2.Обогащать знания детей о свойствах и качестве природных материалов ( камни тяжёлые, гладкие, холодные, магниты).3.Продолжать работу по формированию знаний о месте обитания представителей живой природы ( рыба в воде).4. Развивать сенсорные, познавательные, речевые умения.5.Освоение исследовательских действий.
Материалы :1. Центр воды и песка. 2 .Баночки (с водой и пустая) по количеству детей. 3. Фартук для каждого ребёнка. 4 .Тряпочки . 5. Камни и разноцветные бумажные кораблики по количеству детей. 6. Магнитики, резиновые игрушки и металлы из разных деталей. 7. Игра,, Тонет не тонет» 8. 2 ванночки с манной крупой. 9. Баночки с мыльными пузырями. 10. Пуговицы для бус. 11. Баночки для окрашивания воды. Предшествующая работа:1.Игры – эксперименты с водой, природным материалом. 2 .Игра,, Половим рыбок» 3.Образовательные ситуации по ознакомлению с окружающим миром
Ход образовательной деятельности:Воспитатель собирает детей и проводит ,, Круг приветствия» ,, Здравствуй небо голубое» Воспитатель пердлогает собраться вокруг себя и задаёт вопросы:- Ребята, какое сейчас время года? — Что произходит в осеннее время? — Куда птицы улетают зимовать? — А вы любите играть с водичкой? Тогда подходите скорее сюда, водичка приглашает с ней поиграть.Воспитатель предлагает подойти детям к столу, где расположены баночки ( по 2 на каждого ребёнка , в одной налито немного воды, другая пустая. Также здесь приготовлены тряпочки, на случай проливания воды).
Воспитатель спрашивает:- Ребята, а что находиться у меня на столе? (баночки –ответ детей)- Да, это баночки. В одной у нас налита вода ( показывает) , а в другой ничего нет значит она? ( пустая – ответ детей).Ребята, продолжает педагог, вода жидкая, поэтому она может литься из крана. А ещё воду можно переливать, и она может проливаться. Воспитатель предлагает провести эксперимент с водой, где дети на собственном опыте, действуя с баночками, убеждаются, что воду можно переливать из одного сосуда в другой, и она может пролиться, если действовать не осторожно. Во время эксперимента воспитатель сопровождает действия словами ( повторяет, что вода жидкая, её можно переливать, может проливаться). Воспитатель предлогает окрасить воду в разные цвета . Стихи детей о воде и песке. Мирон:Из камней он появился,Зёрнами на свет явился:Жёлтый, красный, белыйИли светло-серый.То морской он, то – речной.Отгадайте, кто такой!
(Песок)
Фараби: Морскими пескамиПесочницы полны,Я глажу руками Песочные волны.Песочные воды Там плавают плавноПесочные рыбки.
Вера: В песочных волнах Провести я готоваНемало счастливыхПесочных часов!И может услышуКак где-то на днеСолёное мореДышит во сне.
Арсен: Вода в морях и океанах, Озерах, реках и прудах. И без нее не обойтись нам Ни в селах, и ни в городах. Цените воду, берегите: Природой дан нам дар такой.
Карина: Она бежит, бурлит, играет, И даже по небу летает. Не уследишь — может пролиться, Высоко в небо испариться. А как наскучит ей летать, На землю падает опять.
П. Александр. Воду нужно уважать — Это должен каждый знать! Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет! После проведённого опыта педагог предлагает пройти к,, Центру воды и песка».- Дети , что стоит на столе?- Тазики ( ответ детей).- Правильно , а каким они цветом? ( синий, зелёный – ответ детей).- Вы правильно сказали, что тазики синего и зелёного цвета. Давайте посмотрим, что в них находиться? (ответ детей – вода).- Да, в них налита вода. А теперь потрогаем какая вода ?( дети трогают воду разными способами – пальчиком, ладошкой, кулачком) Определяют ,что в синем тазике вода холодная , а в зелёном теплая. Здесь же на подносах приготовлены камушки и бумажные лодочки по количеству детей.Педагог предлагает детям взять с подноса камушки ( при помощи тактильных ощущений дети обследуют их, определяют, что камни холодные, тяжёлые, гладкие). Воспитатель просит детей опустить камни в воду. Игра ,, Тонет не тонет» Делается вывод: камни утонули, потому что тяжёлые. Аналогично проводится обследование лодочек. Дети отмечают , что они сделаны из бумаги, лёгкие. Воспитатель так же предлагает опустить лодочки в воду. Делается вывод: лодочки лёгкие, поэтому не тонут в воде.Игра ,, Радужная вода» Игра ,, Ловим рыбок» Воспитатель предлогае обследовать песок ( сухой и мокрый, сыпучи и тяжёлый) Слышться шаги и заходит курочка- Ряба с корзинкой, где есть мыльные пузыри. Игра ,,Мыльные пузырии»
Далее педагог предлагает детям расположиться за столом, где находятся 2 ванночки с манной крупой и предлогет найти пуговки для бус курочке — Рябе. Так же у воспитателя находиться ленточка для нанизования пуговиц. Игра ,, Бусы для курочки- Рябы» Курочка— Ряба благодарит детей за подарок и приподносит им сладости, прощается. Воспитатель проводит итог занятия задавая наводящие вопросы.