Тема: Правописание сочетаний с шипящими.
Предмет русский язык
КГУ «Донецкая СШ»
Раздел долгосрочного плана:
Мой родной край.
ФИО учителя: Ваховская Е.Ф.
Класс: 2
Количество присутствующих: 10
Отсутствующих:
Тема урока: Правописание сочетаний с шипящими.
Цели обучения, которым посвящен урок:
2.1.5.1 строить монологическое высказывание на заданную тему и интересующую учащихся тему, раскрывая тему и основную мысль на основе опорных слов.
2.2.5.1 находить информацию по двум источникам (словари, справочники, детские энциклопедии) на определенную тему
2.3.7.1 – писать правильно в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, нщ,рщ,шн.
Предполагаемый результат:
Все учащиеся смогут:
Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн
– участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других.
Большинство учащихся будут уметь;
видеть орфограмму в слове и выделять её в предложениях и различных текстах.
доказывают свое мнение, участвуя в диалоге
Рассказывать правило по схеме
Записывать текст с пропущенными сочетаниями
Некоторые учащиеся смогут;
Некоторые учащиеся смогут: подобрать слова с похожей орфограммой, составлять предложения используя сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн;
Языковые цели
Учащиеся могут:
Слушать, высказывать, писать,рассказывать
Ключевые слова:
Вопросы для обсуждения:
Можете ли Вы сказать почему…?
Подсказки
Материал прошедших уроков
Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в собственных именах, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твёрдые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, орфограмма и орфографическое правило, безударные гласные в корне слова, парные согласные на конце и в корне слова, словарные слова, словари.
Межпредметные связи
Литературное чтение, музыка
Связи с ценностями
Нравственная культура, коммуникативные навыки
План урока
Запланированные этапы урока
Начало урока
Орг. момент
— Салемет сезбе, здравствуйте, Helloy
Прозвенел звонок для нас!
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо,
Мы легонечко вздохнём,
Урок русского языка начнём.
Психологический настрой
. Игра “Комплимент”.
Дети говорят друг другу, передавая цветок, комплименты, например: “Мне нравится в тебе то, что ты добрый”…
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Ребята, давайте вместе с вами посмотрим орфографическую сказку.
Вы посмотрели сказку, а теперь подумайте и скажите, какова тема нашего урока?
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.
Правописание сочетаний с шипящими.
Постановка задач:
-Какая гласная пишется после согласных Ж и Ш? Почему?
-Какие гласные нужно писать после согласных Ч и Щ? Почему?
Середина урока
Каллиграфическая минутка приложение №1
-Сейчас мы с вами повторим написание буквосочетаний. Посмотрите внимательно на экран и скажите, какие буквосочетания мы будем повторять?
Ноч
Коч ка
Туч
Руч
Реч ной
Печ
Но
Лы жи
Е
Ту
Све ча
Да
Запишите слова с изученными буквосочетаниями и подчеркните их.
-Какие сочетания вы подчеркнули? Что мы будем сегодня повторять?
Пальчиковая физминутка
Картинный диктант
На зкране высвечиваются рисунки обозначающие слова: роща, жираф. Шишка, чугун, щука, чайник.Учащиеся произносят данные слова.
Проблемная ситуация
-На какие три группы можно разделить эти слова?
-Запишите слова в три столбика.
-Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте работы друг друга.
Критерии дескриптор
Классифицируют по сочетаниям чк,чн, жи,ши, ча, ща Знают правило
Выбирают сочетания
Работа над темой урока.
За правильно выполненную работу вы получите смайлик.
Приложение №2
-Подчеркните орфограммы.
-Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.
критерии дескрипторы
Вставляют пропущенные буквы Применяют правило
Физминутка
Ча-ча-ча
Мы сидели молча.
Чу-чу-чу
Снова прыгать я хочу.
Жи-жи-жи
На плечи руки положи.
Щу-щу-щу
Руки вниз я опущу.
Ща-ща-ща
Приседаем не пища.
Ши-ши-ши
Посидим теперь в тиши.
Словарная работа Работа в группах
— отгадайте загадку.
Пьет бензин как молоко
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно с ней?
(машина)
-Найдите в толковом словаре лексическое значение слова машина и прочитайте.
«Машина – это механизм, совершающий какую-либо работу»
-Запишите в тетрадь слово машина . Поставьте ударение, подчеркните опасное место.
— Придумайте со словом машина предложение и запишите его.
-за самое красивое предложение вы получите смайлик.
критерии дескрипторы
Находит лексическое значение слова Умеет пользоваться словарем
Знает алфавит
Находит слово
Объясняет лексическое значение слова Знает лексическое значение слова
объясняет
Игра «фотограф»
За правильно выполненную работу вы получите смайлик.
На экране высвечиваются рисунки с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн. Дети читают слова, затем в течении 2 минут еще несколько раз проговаривают их про себя, как бы фотографируя их. Потом они записывают слова по памяти.( Часы, снежинка, шина, чучело, щупальцы, чашка, щавель, чаща,площадь, печка, речка).
-Взаимопроверка. Подчеркните орфограммы.
Игра «Соревнование телефонистов». (по времени)
Учитель говорит скороговорку для каждого ряда первому ученику в ряду. По сигналу эти дети передают скороговорку своему соседу и т. д. Последние в каждом ряду должны громко вслух сказать скороговорку. После этого вся команда находит слова на наше правило
Побеждает та команда, которая раньше завершит передачу, не исказит текст и найдёт все слова на правило.
Приложение №3
1 ряд- Шапкой Миши шишки сшибли.
2 ряд – В живом уголке жили ежи и ужи.
3 ряд – Где живут ужи, не живут ежи.
Конец урока
Рефлексия.
После Ж и Ш пишется гласная… .После Ч и Щ пишутся гласные… .
Приложение №4
– В заключение нашего сегодняшнего урока я предлагаю вам сплести нашу паутинку «Доброты». Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Надо передавать клубок друг другу так, чтобы нить клубка переплеталась, как паутинка и при этом, передавая клубок, надо назвать соседа ласковым именем, в котором бы прозвучало сочетание –чк-.